УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО

Наряду с верховными существами и творцами, которые становятся отдыхающими

богами, сходящими со сцены, в истории религии известны боги, исчезающие с

лица земли, но их уничтожают люди (или точнее их мифические предки). Если

"смерть" отдыхающего бога оставляет только пустоту, быстро заполняемую,

впрочем, другими божествами, то насильственная смерть способна творить. В

результате их смерти в человеческой жизни в человеческой жизни происходят

очень важные изменения. Более того, это новое связанно с самой сутью

убиенного божества и, таким образом продлевает его существование.

Убитое в определенное время божество продолжает существовать в ритуалах,

которые периодически реактуализируют это убийство. В других случаях божество

воскресает в живых формах (звери, растения), появляющихся из его тела УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО.

Убиенное божество никогда не исчезает из памяти, хотя те или иные

подробности мифа о его гибели могут быть забыты. Забыть его нельзя тем

более, что необходимость в нем у людей возникает как раз после его смерти.

Мы скоро убедимся, что во многих случаях это божество входит в само тело

человека, главным образом, через продукты питания. Более того: смерть этого

божества радикальным образом изменяет саму жизнь человека. В некоторых мифах

человек сам становится смертным и приобретает пол. В других мифах убийство

идет по сценарию ритуала инициации, то есть церемонии, превращающей

"естественного" человека (ребенка) в человека определенной культуры.

Морфология этих божеств чрезвычайно богатая и мифы о них многочисленны.

Есть, тем УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО не менее, некоторые существенные общие черты: эти божества не

являются космогоническими; они возникают на Земле после Творения и не

остаются здесь на долгое время; убиваемые людьми, они не мстят за себя и

даже не проявляют злопамятности; напротив, они учат людей как извлечь пользу

из своей смерти. Существование подобных божеств ~ одновременно и тайна и

драма. О происхождении их чаще всего ничего не известно, кроме того, что они

явились на землю, чтобы быть полезными людям и что главное их предназначение

связано с их насильственной смертью. Можно также сказать, что они первые,

чья история предвосхищает историю человечества: с одной стороны их

существование ограничено во времени, с другой стороны, их УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО трагическая смерть

составляет часть общей судьбы человечества.

Пока трудно уточнить на какой культурной стадии произошло четкое выделение

данного типа богов. Как показал Иенсен (и мы скоро в этом убедимся) наиболее

характерные примеры этого встречаются в земледельческих племенах,

занимающихся разведением корнеплодов. Но подобный вид божеств встречается

также в Австралии, но, по-видимому, очень редко ~ среди африканских

охотников. Австралийский миф рассказывает о том, как человекоподобный

великан, Лумалума, оказывающийся в то же время и китом, приплыл к берегу и,

направляясь к западу, съел всех людей, которых он встретил на своем пути.

Оставшиеся в живых, удивившись тому, что число их уменьшилось, стали

внимательно наблюдать за происходящим и обнаружили на пляже кита УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО с полным



животом. На следующее утро, собравшись по тревоге, они напали на него и

забросали копьями. Они вскрыли ему живот и оттуда вынули скелеты. Кит сказал

им: "Не убивайте меня, перед тем как умереть, я покажу вам ритуалы

инициаций, известные мне". Кит совершил обряд мараиин, показав людям как

надо исполнять его в танцах. "Мы делаем так, ~ сказал он им, ~ и вы делайте

так; я покажу и отдам вам все это". Научив людей обряду мараиин, кит показал

им и другие обряды. В конце концов, он уплыл в море, обратившись к ним: "Не

называйте меня больше Лумалума, теперь у меня другое имя. Называйте меня

наувул-наувул, так как УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО теперь я живу в соленой воде".

Человекоподобный великан-кит глотал людей, чтобы сделать их посвященными.

Люди не знали этого и убили его, но перед тем как умереть (то есть

окончательно обратиться в кита) Лумалума приобщил их к ритуалам инициации.

Эти ритуалы в некоторой мере символизируют смерть, за которое следует

воскресение.

В австралийском племени караджери подобная судьба постигает двух братьев

Багаджимбири. Во "Времена снов" они вышли из земли в виде собаки Динго, но

затем превратились в людей-великанов. Они заменили окружающую среду и

принесли культуру в племя караджери, знакомя их, помимо прочего, с обрядами

инициации. Но некий человек (то есть мифический предок) копьем убивает их.

Воскрешенные молоком своей УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО матери, Багаджимбири превращаются в водяных змей,

а дух их подымается в небеса, становясь тем, что европейцы называют облаками

Магеллана. С тех пор караджери ведут себя так же, как эти мифические братья

и самым тщательным образом подражают всему тому, чему научились у своих

предков, прежде всего сохраняют обряд инициации.

Следующий пример ~ из жизни африканского тайного общества племен Манджа и

Банда, но есть основания предполагать, что тот же сценарий наблюдался и на

более ранних культурных уровнях. Тайное общество называлось Нгакола, обряды

инициации в них воспроизводят миф. Некогда на земле жил Нгакола. Тело его

было черным, все в длинных волосах. Никто не знал откуда он, жил Нгакола в

джунглях УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО. Он мог убить человека и воскресить его. Он говорил людям:

"Посылайте всех ко мне, я их поем, а затем выплюну в новом, преображенном

виде!" Его совету последовали, но так как Нгакола возвращал только половину

проглоченных, то его решили убить. "Его накормили большим количеством

маниока, куда добавили камней. Чудовище ослабело и его прикончили ножами и

дротиками". Миф этот служит основанием и оправданием ритуалов тайного

общества. Освященный плоский камень играет в церемониях инициации большую

роль. По преданию его извлекли из живота Нгакола. Новообращенного вводят в

хижину, которая символизирует тело чудовища. Здесь он слышит мрачный голос

Нгакола, подвергается пыткам и бичеванию, ему говорят, что он попал в чрево

Нгакола и теперь переваривается. Другие УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО новообращенные поют хором:

"Нгакола, возьми нашу печенку!" После того, как новообращенный претерпевает

испытания, тот, кто руководит обрядом в конце концов объявляет, что

проглотивший неофита Нгакола выплевывает его обратно.

Как мы уже сказали, этот миф и этот обряд похожи на другие африканские

инициации архаического типа. Африканские обряды по случаю наступления

половой зрелости заключаются в обрезании и сводятся к следующему: главные

посвященные воплощают божественных диких животных и "убивают"

новообращенных, совершая обрезание; это убийство-посвящение основывается на

мифе, рассказывающем о первозданном животном, которое убивало людей, чтобы

воскрешать их в преображенном виде. Люди в конце концов его убили и это

мифическое событие ритуально воспроизводится в обряде обрезания

новообращенных: убитый диким УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО зверем (которого представлял главный

посвященный) новообращенный воскресает и надевает его шкуру.

Ритуально-мифологическую тему можно восстановить следующим образом:

1) сверхъестественное существо убивает людей (с целью их посвящения);

2) не понимая смысла этой акции, люди мстят за себя, уничтожая это животное,

но на основе этой первобытной драмы возникают тайные обряды;

3) сверхъестественное существо присутствует в этих церемониях в

сакрализованном образе или предмете, представляющем его тело или его голос.


documentaijjkkf.html
documentaijjrun.html
documentaijjzev.html
documentaijkgpd.html
documentaijknzl.html
Документ УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО