Структура информационного пространства

Основными компонентами информационного пространства являются:

1) информационные ресурсы;

2) средства и технологии информационного взаимодействия;

3) информационная инфраструктура.

Под информационным ресурсом в широком смысле понимается - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Закон же устанавливает следующее определение «информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем».

Все информационные ресурсы можно классифицировать по различным признакам. Так различают:

по отношению к предприятию

· Внутренние;

· Внешние;

по способу хранения (передачи)

· Бездокументарные;

· Документарные;

· Электронные;

по типу источника (пользователя)

· Персональные;

· Коллективные (группа, структурное подразделение);

· Обще-корпоративные;

по доступности

· Общедоступные;

· Частично закрытые (только для группы лиц);

· Закрытые Структура информационного пространства (для нескольких лиц).

Если же рассматривать информационные ресурсы, в рамках информационных систем, то можно выделить 2 типа ИР по содержанию:

· Фактуальные:

o «Учётная информация» в информационных системах (в базах или хранилищах данных, файлах);

o Электронные документы («текстовые» документы, хранящиеся в электронном виде);

· Субъективные:

o Знания - вид информации, отражающей опыт специалиста (эксперта) в определенной предметной области, его понимание множества текущих ситуаций и способы перехода от одного описания объекта к другому.

Все информационные ресурсы имеют различную степень своей структурированности, т.е. возможности разделения на информационные элементы и фиксации их позиции в конкретном информационном ресурсе. Для примера рассмотрим часть информационного пространства Структура информационного пространства, компании занимающейся продажами какого-либо товара (рис. 1):

Рисунок 1. Пример части информационного пространства предприятия

Здесь информационные ресурсы присутствуют в различных формах:

· Звонок клиента менеджеру по продажам по телефону;

· База данных, в которой хранится прайс-лист;

· Счёт, который бухгалтер выставляет в своей бухгалтерской ИС, печатает и отправляет клиенту;

· Отчёт о продажах.

Все эти информационные ресурсы имеют различную структуру и степень, с которой можно охарактеризовать наличие этой структуры. Соответственно, в зависимости от того, с какой степенью структурированности обрабатываются в рамках информационного пространства информационные ресурсы и различают степень структурированности самого пространства.

Свойство структурированности обеспечивает возможность представления информации в виде документов и манипулирования данными с Структура информационного пространства помощью программно-технических средств информационных систем.

Различает пять степеней структурированности ИП:

· неструктурированное ИП (НИЦ); (пример - человеческая речь)

· слабо структурированное (ССИП); (пример - естественный письменный язык)

· структурированное (СИП); (пример - информация отличается преобладанием структурированных компонентов, подготовленная к загрузке в информационную систему)



· формализованно - структурированное (ФСИП); (пример - имеются алгоритмы получения любых значений элементов данных; обеспечиваются операции по управлению данными)

· машинно - структурированное (МСИП), (пример - представлены в формализованном виде все информационные объекты и их взаимосвязи, процессы преобразования информации описаны на языках программирования, обеспечивается взаимодействие пользователя и ЭИС на естественном языке.)


documentaijnriv.html
documentaijnytd.html
documentaijogdl.html
documentaijonnt.html
documentaijouyb.html
Документ Структура информационного пространства